Академик Углов: злые люди долго не живут

Имя доктора медицинских наук, академика Федора Григорьевича Углова — старейшего в мире практикующего хирурга — занесено в Книгу рекордов Гиннеса. В свои 95 лет он два раза в неделю проводит сложнейшие операции в клинике госпитальной хирургии Медицинской академии Санкт-Петербурга.

— Федор Григорьевич, вы давно работаете в медицине и можете сравнить нынешний уровень здоровья населения с тем, что было лет 30-50 назад. Как вам кажется — вырождаемся мы или нет?

— То, что идет вырождение, несомненно. Причем это выражается не только в том, что у нас миллионы ненормальных в умственном отношении людей, а и в том, что нами руководят люди, которые имеют резкое снижение умственного уровня. О народе сейчас вообще не думают. Очень плохо, что не стало профилактических осмотров на предприятиях. Профилактическая медицина должна развиваться как можно активнее. Но и сам человек должен сознательнее подходить к своему здоровью. Прежде всего — не переедать, не пить, не курить, обливаться холодной водой. Заниматься физическим трудом, больше двигаться, ходить пешком. Если есть возможность, надо каждый год ездить на курорт — к морю, отдохнуть. Особенно это важно людям умственного труда, да и физического тоже.

Век человека значительно больше, чем средняя продолжительность жизни. Отдельные примеры долголетия, когда люди доживали до 160-180 лет, говорят о возможностях человеческого организма. Но тяжелые условия жизни, отсутствие чистого воздуха, хорошего питания, трудности, перенапряжения сказываются на продолжительности жизни. А больше всего сокращают жизнь вредные привычки — переедание, употребление алкоголя и табака.

Люди в большинстве своем просто из-за неразумного поведения сокращают себе жизнь. Бравируют своей жизнью. А надо ею не бравировать, а относиться к ней с умом. Не обязательно себя во всем ограничивать, но в то же время надо понимать, что жизнь, вообще-то говоря, очень нежная вещь.

Вот скажем мне уже 95 лет, а я продолжаю оперировать, руки мои не дрожат. Пишу. Мною написано большое количество научных трудов, около 600 статей, 10 монографий, около 10 книг художественно-публицистического характера. В том числе книга "Сердце хирурга", которая была переиздана несколько раз в России и за границей. Сейчас я заканчиваю новую книгу, которая называется "Пути к долголетию".

— Феномен кавказского долголетия объясняют хорошим горным воздухом, обилием фруктов, наконец, спокойным ритмом жизни, а в чем секрет вашего долгожительства?

— Чем я могу объяснить мое долголетие? Что, скажем, я такой богатырь? Нет, не богатырь. Жизнь у меня была трудная, я родился в семье, где было шесть детей. Жили в глухой Сибири, за 1100 километров в сторону от железной дороги, где и дорог-то обычных не было. Жили очень бедно. Отец — простой рабочий, с 12 лет работал на заводе слесарем, в 17 был сослан за чтение запрещенной литературы, прошел через каторгу. Мама — простая русская крестьянка. Но она была достаточно умна и хотя ей было очень трудно, всем нам дала образование — одной сестре среднее, остальным детям — высшее. Среди нас есть один профессор, и вот один академик.

И я никогда не поверю тем родителям, кто говорит, что они живут трудно, поэтому не воспитали детей, не дали им образование. По-моему, труднее тех условий, в которых находилась наша семья, не бывает. Мы только в 1914 году купили свой домик. То есть, после женитьбы мать с отцом почти 25 лет не имели собственной квартиры, снимали углы. Мама лето проводила в деревне с детьми. Зимой отец ехал на заработки. Где отец зимует, там мы снимали квартиру, там все и жили. Скажем, пароход зимовал в Витиме, мама едет с нами в Витим, чтобы готовить отцу пищу. Потому что отец работал по 12 часов, и она знала, что если она не будет с ним, он с голоду умрет. Летом она опять ехала в деревню с детьми. На следующий год пароход зимует в Чечуйске, она отправлялась с нами в этот Чечуйск...

— Да уж, такую жизнь не дай Бог каждому. Но у шведов есть пословица: северный ветер породил викингов...

— Совершенно верно. Никаких предпосылок от рождения к долголетию у меня не было. Кроме того, я переболел брюшным и сыпным тифом с осложнениями. У меня было общее заражение крови, и я полгода пролежал в больнице. В чем же причина того, что я дожил до таких лет? Прежде всего я не переедал. Мама, простая русская женщина, говорила: " Надо выходить из-за стола немножечко голодным, не переедать". Мы все переедаем, а переедание, даже если человек и не полнеет, все равно вредно. Потому что организм пропускает через себя, через сосуды все то, что всасывается из желудка, и все это оседает в нем и старит его. Поэтому, если мы возьмем глубоких старцев, то все они удивительно мало ели, никогда не переедали. Переедание очень сокращает жизнь. Американцы, например, за каждый лишний килограмм веса берут со своих служащих дополнительную плату, потому что знают, что полный человек умрет раньше, чем ему положено. И чем больше его вес, тем скорее он умрет.

Поэтому я всю жизнь старался выходить из-за стола немножечко голодным. То есть, так, что я бы мог еще столько же съесть, но я знаю, что мне это не нужно. Через пять минут желание есть пропадает и возникает легкость. Так что, от обеденного стола я сразу без передышки всегда садился за рабочий стол. И голода никакого и тяжести никакой — очень приятное ощущение. Поэтому те, кто возьмут за правило не переедать, увидят, что это очень приятно и полезно для человека.

— Черт возьми, с завтрашнего дня перестану объедаться...

— Вам-то надо сначала спустить лишних килограмм десять. То есть, поголодать, а потом уже перейти на такое питание, чтобы уже и не худеть, но и не переедать. Эта очень важная вещь и примитивная, она дается легко. Это первое. Кроме того, очень важно — не пить. Нисколько. Я в жизни не выпил ни одной рюмки водки. Причем в кампаниях всегда принимаю активное участие, пою, играю, танцую, поднимаю бокалы с боржоми. Если мне нальют водки, я подниму, подержу и поставлю. Если уж очень пристают, то, чтобы не ссорится, говорю: я не сразу, я постепенно. В общем, ни разу, сколько меня не собирались споить, не удавалось. Если человек не захочет, то он не напьется. Я не пил, и считаю, что это самое важное, потому что по статистике пьющий человек сокращает жизнь на 20 лет.

— Федор Григорьевич, есть мнение, что умеренные дозы алкоголя даже полезны для здоровья?

— Чепуха. Любая доза алкоголя сокращает сосуды мозга. Эритроциты перестают туда попадать, и клетки мозга через какое-то время погибают. В результате даже после умеренного потребления спиртного в мозгу человека остается целое кладбище из погибших нервных клеток. А через несколько лет мозг у него сморщивается, уменьшается в объёме — это уже установлено с помощью компьютера. После умеренного потребления спиртного мозг приходит к норме только через 20 дней. Все это время человек работает "пьяным" мозгом. А смертельная доза алкоголя — 8 грамм на килограмм веса. Так что алкоголь — это настоящий яд.

Почему же мы пьем? Потому что нас активно спаивают, ведь на этом деле многие хорошо наживаются. По данным Международной Славянской академии ежегодно в карманы алкогольной мафии оседает до 10 миллиардов золотых рублей. А чтобы вам еще более наглядно объяснить, я приведу исторический пример. Барон Гинзбург владел большими золотыми приисками в Бодайбо на реке Лене. Я оттуда родом, видел мальчишкой эти прииски, помню пароход под названием "Барон Гинзбург", который возил по реке Лене барону золото, а рабочим продукты. И когда в 1911 году началось движение за трезвость, которое в 1914 году окончилось введением сухого закона, барон Гинзбург заявил, что поставки алкоголя ему дают больше прибыли, чем все его золотые прииски.

И, наконец, третий враг — табак. По статистике, он сокращает жизнь на 7-8 лет. Курение отрицательно сказывается на сердце, сосудах, печени и самое главное на головном мозге. Человек дуреет. Ведь если некурящий закурит, то у него от первой сигареты кружится голова, так как от никотина страдают клетки мозга. Они и в последующем страдают, просто человек адаптируется к этому. Но это не значит, что никотин перестает приносить вред. Клетки мозга разрушаются под его воздействием. Вот вам три основные причины сокращения жизни — переедание, алкоголь и табак.

— Не наесться от пуза, не выпить, не покурить, что же остается из плотских удовольствий — только секс?

— Эта сторона жизни, конечно, очень важна. Причем, важно, чтобы не только мужчина получал удовлетворение. Он должен сделать все для того, чтобы и его жена была удовлетворена. Поэтому он должен думать прежде всего о женщине, чтобы ей было достаточно. Если он будет так поступать, то у женщины сохранится здоровье. А если он думает только о себе: раз-раз — и все, если у нее только появляется желание, а он уже спит, то это сказывается на ее здоровье — у женщины возникают всякого рода застойные явления, воспалительные процессы. Это может привести и к тому, что она найдет себе такого, который будет ее удовлетворять.

Если женщина начинает изменять мужу, не всегда можно ее в этом винить, нужно прежде всего узнать о мужчине. Некоторые мужчины говорят: а меня это вообще не интересует. Ну что можно сказать на это: дурак, если он так отвечает. Раз его интересует только он сам, что же это за любовь? Что же это за интимные отношения, где он только о себе думает? Мужчина прежде всего должен думать о жене, он активный и всегда сумеет достичь удовлетворения.

— На цивилизованном западе идеал женской красоты — худенькие, стройные женщины, у нас же, как говорила одна моя знакомая, 10% мужчин любят полных женщин, а 90% — очень полных.

— Ну, я вам скажу, что это надо иметь дурной вкус, чтобы нравились очень полные женщины. Женщина, как и мужчина, должна иметь нормальный вес. Полнота излишняя, во-первых, вредна для здоровья. Зачем наносить себе вред из-за красоты? А потом, если у женщины нормальная кожа, хорошо сохранившаяся фигура, стройная, не сгорбленная — то не обязательно быть очень худющей — кожа да кости.

Я отношусь к женщинам с огромным уважением. Они и в мирных, и в военных условиях показали себя лучше, чем многие мужчины. Я оперировал и на фронте, и в блокаду, у нас было много раненых женщин. И ни одна из них не выписалась вовремя — все досрочно. Ей еще надо лечиться, а она говорит: если не отпустите, сбегу все равно. И уходила на фронт. Более самоотверженных женщин, чем наши, нет на свете. Когда ребенок подвергается опасности, она закроет его грудью, она жизнь свою отдаст. И эта самоотверженность распространяется не только по отношению к ребенку, но и к народу, стране. Они большие патриотки. Русский народ вообще патриотичен, а русская женщина просто уникальна в этом отношении.

— Жаль, что жизнь у наших женщин, прямо скажем, тяжелая...

— Государство обязано заботиться о женщине, охранять ее от тяжелой физической работы. А то, мы видим, что женщины работают дворниками — снег чистят или на железных дорогах, с ломами в руках, ворочают рельсы и шпалы. А даже само название — дворник — говорит о том, что это профессия мужская. Женщине достаточно того, что она ребенка носит. И в домашнем хозяйстве на ней лежит огромная нагрузка — больше, чем у мужчины. Поэтому взваливать на нее тяжелую работу — это просто безобразие, недопустимое для культурной страны. У женщины есть свое предназначение — быть женой, матерью. А мы, мужчины, должны в этом отношении ей всячески способствовать, освобождая от всех трудностей и давая ей возможность рожать детей.

— Тем не менее в нашей стране количество абортов растет, а численность населения сокращается...

— Делать аборт недопустимо ни с какой точки зрения. Во-первых, аборт — это убийство человека, потому что на 21 день у зародыша уже есть душа, появляются реакции. Поэтому аборт — это тяжкий грех и перед Богом, и перед людьми. И против абортов надо категорически возражать. И второе, государство должно создать все условия, чтобы женщина хотела быть матерью. Инстинкт материнства у женщины заложен от Бога, и она не должна его отвергать. Чаще всего женщина это осознает уже тогда, когда она не может иметь детей. Она стремится наравне с мужчинами заниматься и научной работой, карьерой и забывает, что ее призвание — быть матерью.

Я вам расскажу такой случай. У меня есть одна знакомая женщина, терапевт, профессор, преподаватель академии. Я ей давал рекомендации в члены-корреспонденты, потом — в действительные члены академии. С первого раза она не прошла, выбрали другого. Она страшно переживала, чуть ни в обморок падала. Наконец-то, она прошла и в академики, потом стала членом международных академий, короче говоря, достигла всего, чего хотела. И вот когда моя жена защищала диссертацию, мы пригласили ее оппонентом. А после защиты все вместе приехали к нам на дачу. У меня в это время там был сынишка лет 5. Она увидела его, приласкала, и так грустно говорит: "Я бы отдала все свои звания, все свои научные достижения за то, чтобы иметь такого. Дура была, добивалась всяких степеней, а сейчас вижу, что мне это не нужно, а ребенка иметь уже поздно".

— Вы до сих пор оперируете, недавно сделали сложнейшую операцию на сердце пятилетней девочке. Она продолжалась несколько часов и завершилась благополучно. Что вам помогает выдерживать такие нагрузки? Занятия физкультурой?

— Конечно, физические упражнения очень полезны, но, по моим наблюдениям, лучше всяких оздоровительных комплексов — ходьба и работа в огороде. Почему вот англичане так долго живут? Потому что у них почти 20 миллионов пригородных участков, на которых они работают. А ведь это маленькая страна, расположена на острове. А у нас столько земли, а если и дают участок, то за 200 километров от дома, практически сводя на нет оздоровительный эффект. Поэтому физическая работа даже домашняя — чрезвычайно полезна. Женщинам можно поливать цветы, убирать квартиру. Мужчинам — взять лопату и хоть час в день поработать на уборке снега. Кроме пользы ничего плохого от этого не будет, физический труд продлевает жизнь человека.

Очень важно обливаться холодной водой. В нашей семье все обливаются. Я стал обливаться уже лет двадцать назад. И до сих пор два ведра холодной воды по утрам — для меня как закон. А если чуть заболеешь, если появилась температура, то два-три раза в день обольешься холодной водой и — все проходит. У меня был такой случай. Я ходил по лесу, оттуда вышел, вспотел, а потом очень долго ждал автобуса на ветру. Приехал с дачи, меня знобит. Померил температуру — повышенная. Я вышел на улицу, а там дождь, холодно, и вылил на себя два ведра холодной воды. Представляете, у меня температура, а я обливаюсь холодной водой! Утром просыпаюсь, температура меньше, но еще есть. Я снова выхожу на улицу, выливаю на себя еще два ведра, вечером опять два ведра. А следующим утром снова два ведра, и совершенно здоровый ухожу на работу. А если бы не обливания, я бы разболелся.

— Значит, ледяная вода обладает целебными свойствами?

— Конечно, это же малая шоковая терапия. У нас вся семья обливается — детишки, внучата маленькие. Причем малыши очень быстро к этому привыкают. Они чуть ли не до снегов купаются, а им всего-то 3-5 лет. Мать скажет вечером: ребята обливаться! И они бегут. Слышу: "Еще, еще". Жена моя обливается, сын обливается по утрам. А когда простужается, смотришь, он и днем прибегает и обливается. Это очень полезно. С тех пор как я стал обливаться, я забыл о лекарствах. Раньше, бывало, то пирамидончик, то аспиринчик, то еще что-нибудь купишь, а сейчас я даже не знаю, где аптека находится.

— А что вы думаете о нетрадиционной медицине, народных целителях?

— Вы знаете, мы не должны отрицать опыта тех же знахарей, которые лечили больных травами. Целебное воздействие некоторых трав не идет ни в какое сравнение с теми химическими препаратами, которые наполнили аптеки. Сейчас травы получили широкое распространение, но надо правильно ими пользоваться. Поэтому надо доверять себя людям, знающим народную медицину, а не каким-то халтурщикам. Например, если у меня что-то заболит, я иду к моему знакомому врачу-мануологу Копылову.

— Ну вот, а еще говорят, что врачи не доверяют своим коллегам?

— Во-первых, я сам врач, но если требуется к кому-то обратиться с чем-то, то я иду к тому врачу, которому доверяю. Копылов делает мне несколько массажей — и боль проходит. Это не просто мануальная, это болевая терапия. Болевой фактор, вызывает быструю реакцию организма. Ведь когда человек ушибет руку или ногу, он трет это место, и боль проходит. На этом и основан метод болевой терапии. Копылов очень хороший специалист, хотя для того, чтобы ему дали разрешение практиковать, мне пришлось вместе с ним побывать на приеме у председателя совета министров. Теперь он лечит людей официально и делает это блестяще. Ему удается — я сам это видел — ставить на ноги даже детей с врожденными патологией, с ДЦП. Традиционная медицина не знает таких примеров, поэтому, я считаю этот метод исключительно полезным.

— В какой степени физическое здоровье связано с духовным?

— Они тесно взаимосвязаны. Я верующий человек, соблюдаю посты, причащаюсь, и убежден, что без религии не может быть высокой нравственности и духовного здоровья. Вера поддерживает человека в трудную минуту, позволяет ему оставаться верным самому себе, не утрачивать внутренний стрежень. Православие — добрая вера, она учит любить людей. И профессия врача дает возможность помогать людям. Конечно, и врач может относиться к больному по казенному, но мой принцип такой: я должен полюбить больного, прежде, чем он пойдет на операцию. Поэтому я с ним общаюсь, узнаю его и к каждому больному подхожу как к родному человеку.

Главное — стараться делать людям добро. Не делать зла. Дело в том, что зло действует разрушающим образом на нервную систему и разлагает прежде всего того, кто его совершает. Человек сделал зло, у него возникает чувство злорадства. Тот, кому он сделал зло, отвечает ему тем же. В результате он живет в атмосфере зла, и это сокращает ему жизнь. Совершенно точно известно: злые люди долго не живут.

Игорь ЛОГВИНОВ

Интернет-журнал «Девичник»)